Метод дедукции: задачка для Вашего развлечения
15.12.2012
15:22 ПП
Эдуард Нелепко
Сегодня хочу предложить Вам к решению одну очень забавную задачку из книги Пола Слоуна “Детективные задачки на нестандартное мышление”.
Какая же тут связь с темой блога?
Часто одновременно с терминами невербальная коммуникация и невербальная оценка употребляется понятие “метод дедукции”. Причина следующая: что бы сделать выводы о человеке, его поведении и жестах, необходимо используя наблюдательность и логику проделать определенную умственную работу.
Вспомните Шерлока Холмса, который по не значительным и не видимым для окружающих деталям, складывал мозаику цельного впечатления о человеке. Аналогично и в невербальной оценке: наблюдая жесты или микровыражения, Вы сопоставляете их между собой, с тем, что человек говорит, с общей обстановкой общения, оцениваете эти жесты на правдивость, ищите подтверждение тем сигналам, которые уже увидели и, возможно, даже интерпретировали.
Сегодня для меня сложно оценить, как тема метода дедукции и невербальной коммуникации реально связаны между собой. Возможно, оценивая собеседника мы используем другие методы анализа. Но то, что требуется “включать” голову-это уж совершенно однозначно.
А вот совместно с понятием дедукции употребляется и понятие дедуктивных или детективных задачек, которые направленны на развитие мышления.
Сегодня я хочу предложить одну такую задачку, которая, как мне показалось, касается темы блога-коммуникации.
Честно признаюсь-я ее не решил. Вернее, не пришел к тому способу решения, который указал автор. Его ответ показался мне не совсем логичным. Но чем больше я думаю о результате, тем больше вижу смысла в его решении.
Разбор задачки предлагаю построить следующим образом (как рекомендует автор):
1. Вы можете в комментариях задавать мне любые вопросы для решения задачки и проверять Ваши гипотезы.
2. У меня есть 4 варианта ответа: да, нет, неважно, переформулируйте вопрос.
3. Если решение зайдет в тупик, я дам Вам несколько подсказок.
Если кто-то устанет, от поиска решения или Ваше нетерпение возьмет верх-напишите мне и я кину правильный ответ Вам в личку. Но прошу Вас-поборитесь, задайте хотя бы пару вопросов.
Итак, задачка. Называется она “Нетрадиционно”.
В женском монастыре послушницам за обеденным столом ничего не разрешается просить (например, даже соль с другого конца стола). Это делается потому, что они должны понимать нужды и потребности друг-друга без слов. Как они обходят этот запрет?
суть в источнике побуждающий удовлетворить возникшую потребность в определенном продукте. Т.е. К примеру соль перемещаеться не потомучто кто-то попросил(что запрещено), а потомучто она у кого то есть. К примеру на столе стоит всего одна солонка, тот кто ближе всех просто начинает передавать по кругу, кто нуждаеться в соли тот посолит и передаст дальше, а кому не нужна дальше передаст. Так же с любым другим блюдом. Никто ни у кого не просит,но все получат. И повторять это в определенный интервал времени….
Денис, это вариант конвейера, если я правильно понял. Я рассматривал такой же вариант.
Но нет, сестры нашли способ проще получить именно то, что им нужно, и в то время, когда им это нужно. В случае конвейера они, с одной стороны, должны были бы постоянно или с какой-то периодичностью отвлекаться на передачу соли, перца или горчицы. С другой стороны, тот, кому-то действительно что-то необходимо, при такой схеме вынужден ждать, когда до него дойдет очередь. Не совсем удобно, согласитесь. Они нашли более элегантный способ. Способ, при котором, каждая сестра может сразу же получить то, что ей необходимо, при этом не прибегая к просьбе, жесту или каким-то кодированным сообщениям.
Вы говорите все верно: смысл в источнике. Но тот, кто имеет, например соль или перец, должен понять, что они кому-то нужны.
Несколько подсказок:
1. Нужно понять, каким образом сестры могут обозначить или намекнуть на наличие потребности;
2. При этом получатель не должен постоянно наблюдать за «аудиторией» пытаясь догадаться о наличии потребности и этим самым отвлекаться от трапезы;
2. Вся их коммуникация строится на взаимной вежливости и обходительности.
играет ли роль: размер и форма стола, количество человек, субардинация сидящих за столом?
Денис, характеристики стола и субординация не играют роли. Решение сестер очень простое. Хочу еще раз обратить внимание, что оно строится именно на взаимной вежливости и обходительности. При этом, весь процесс запускается тем, кому нужен тот или иной предмет или продукт.
тогда все сводиться к игре слов! т.е. Сведская беседа. К примеру :»как вам завтрак, может соли?» спрашивает, та сестра у которой ее нет но обращаеться к той у кого она есть. что то в этом роде?
Очень близко к решению! Нужен всего один элемент, что бы это выглядело более естественно. Техника выбрана правильно.
Посмотрите на это с другой стороны, если бы на такой диалог, обратила внимание настоятельница, она бы догадалась о чем идет речь? И поняла бы, что монахини решили так обойти запрет.
Они сделали взаимодействие абсолютно не очевидным, их сложно упрекнуть в скрытых просьбах и они, как я уже говорил очень вежливы и учтивы друг с другом.
Техника выбрана абсолютно правильно! Остался всего один элемент!
а если простое обращение к сестре и есть просьба. Т.е. :»сестра Анна, как прошел день?…», «а у Вас сестра Ольга?». Потому что у Анны рядом соль а у Ольги перец…. Вопросы постоянно будут меняться и обьекты для обращения тоже т.к. Солонка и прочие приборы будут блуждать по столу. Со стороны должно выглядеть естественно и походить на обеденую беседу. И самое главное чем больше стол и количество сестер и приборов, тем идеальнее прекрытие……..
Совсем близко. Но в этом случае, они бы были должны исключить любые посторонние разговоры, что бы самим не запутаться в своем «кодовом» языке, где на самом деле просьба перца, а где светская беседа.
Их действия не затрудняют обычного общения, но при этом они четко дают понять другим сестрам, что те им могут помочь (что и описано у Вас в решении). При этом они проявляют чрезвычайную заботу друг о друге (ну и о себе, естественно, в первую очередь).
Пришла на ум подсказка: «Обращайся с людьми так же, как хочешь, что бы они обращались с тобой».
Это прямо про них.
по среди беседы сестра Ольга сказала:»Вам что-то подать сестра Анна?». Т.к. Ольга нуждалась в солонке и расчитывала на взаимность. «Нет сестра Ольга,спасибо. Может быть я могу Вам помочь? Может быть соли?», т.к. Рядом с Анной стояла солонка. «Да спасибо, сестра Анна.»-ответила Ольга….
Да!!!
Сестры использовали следующий способ. Та, сестра которой было что-то необходимо, брала и предлагала любой продукт, который стоял ближе к ней (например, перец) и предлагала той, рядом с которой стоял тот продукт, который был ей необходим (например, соль). Сестра, рядом с которой была соль, отказывалась от перца, но в ответ предлагала то, что нужно было первой сестре.
Таким образом, они избегали использования «кодового» языка, языка жестов и при этом демонстрировали крайнюю заботу и отзывчивость по отношению друг к другу.
Денис, спасибо за азарт и настойчивость. Уважаю Ваше терпение и желание самостоятельно найти решение.
=с)
Денис, как Вы считаете, лучшее ли решение было найдено сестрами?
Лично моей первой версией было то, что они имитируют использование предмета или продукта, который им необходим.
Например, нужна соль, они «как бы» насыпают себе соли, нужна салфетка, они «как бы» вытирают руки. Та сестра, рядом с которой стоит нужный предмет реагирует на этот сигнал и подает или передает, то что нужно.
Но тут два минуса:
1. Сестрам пришлось бы постоянно следить друг за другом и это была бы уже не еда, а «визуальный» контроль. А это совсем не удобно.
2. Такое действие, по-сути, является просьбой и притом очевидной. Естественно, их бы довольно быстро «выявили».
Пока я вижу, что их версия с учетом всех «удобств и не удобств» и конспирации является лучшей, при этом она дает возможность проявляться и их лучшим качествам.
Безусловно решение автора является простым…
…и построено на обычной человеческой этике..
Всё гениальное — просто
Им нельзя друг у друга просить, а у Бога можно? Например:»Господи! пошли мне соли!»
Линара, я думаю тут немного другой подход.
Им запрещено просить за столом не потому-что, они не должны оказаться в состоянии «просящего».
Тут немного другая цель: они должны развивать свою чувствительность по отношению друг к другу.
Хотя я бы не удивился, если бы им в принципе было нельзя просить: ни у соседа, ни у Бога.
Но в задании это не указано-можем только догадываться…