Эмоциональный интеллект — или из-за чего отличники торгуют носками
20.07.2016
11:27 ДП
Эдуард Нелепко
Эмоциональный интеллект-это то что, отличает людей добившихся многого, от тех, кто не добился ничего.
Это секретный компонент, благодаря которому, многие люди, имевшие посредственные результаты в школе или ВУЗе, достигают в профессиональной и личной жизни намного большего, чем отличники или красно-дипломники.
А последние именно из-за слабого развития Эмоционального интеллекта, отправляются торговать на рынок, становятся продавцами в магазинах или консультантами сетевого маркетинга.
Думаю, каждый может вспомнить примеры таких ситуаций, когда человек, подающий большие надежды в школе или ВУЗе, в режиме “реальной” жизни, уступал тем, кто имел не очень красивый средний балл или мог находиться на грани отчисления.
Тут важно следующее: коэффициент интеллекта не гарантирует успеха в жизни. Он не является “железным” критерием, отделяющим людей, добившихся успеха, от неудачников.
Как возникло понимание эмоционального интеллекта
Давайте поговорим о некоторых исследованиях, которые подвели к пониманию существования Эмоционального интеллекта.
1. Одно из них проследило жизненный путь 95 студентов Гарварда, выпускников 1940-х годов. В то время разброс уровня интеллектуальных способностей у студентов был очень значительным.
Так вот, к среднему возрасту мужчины с максимальными оценками на экзаменах уступали в заработной плате, социальном статусе, качестве личных или даже дружеских отношений, удовлетворенности своей жизни в целом, своим менее успевающим в учебе сверстникам.
2. Еще одно исследование проводилось на 81 лучшем ученике средних школ в Иллинойсе 1981 года выпуска. Это были ученики, имеющие высший средний бал. В последующие годы учебы они так же успевали по всем предметам, но к 30 годам жизни, их результаты оказались посредственными. Через 10 лет после окончания школы, только один из четырех учеников этой группы занял высокое положение в профессии или добился серьезного социального статуса.
В результате этих исследований и многих другие фактов возникло несколько выводов:
1. Академический ум не гарантирует успеха в жизни на 100%. Да, он дает существенный шанс, но на этом все.
2. Жизненный успех зависит и от других компонентов, которые могут оказаться более могущественными, чем коэффициент умственного развития (IQ);
3. Стало очевидным, что многие люди, имеющие не заурядные умственные способности, так же, как и все остальные “спотыкаются” в жизни на решении собственных эмоциональных проблем или в выстраивании взаимоотношений с окружающими. Они могут совершать абсолютно не обдуманные поступки под влиянием эмоций, делать глупые шаги в выстраивании взаимоотношений, не замечать настроений и реакций окружающих. И это может сводить на “нет” все преимущества, которые они получили за счет уровня интеллектуального развития.
4. Возникло понимание, что существует еще один способ мышления, который:
-определяет способность человека управлять собственной эмоциональной сферой (мотивировать самого себя на достижение цели, двигаться к результату не смотря на провалы, контролировать себя и не давать страданию или другим сильным эмоциям лишать себя способности принимать правильные решения и делать правильные шаги);
-правильно взаимодействовать с эмоциональной сферой окружающих (видеть их настроения, проявлять сочувствие, адекватно оценивать их поведение, мотивировать или вдохновлять их, создавать определенный комфорт в общении, добиваться от них своего, выбирая правильный способ воздействия).
И этот способ мышления назвали Эмоциональным интеллектом.
Более подробно о том, что это такое, какие процессы включает и как его развивать мы поговорим в следующих постах.
Очень интересное наблюдение. Вероятно, «троечники» с детства привыкают, что все дается не слишком просто, поэтому в большей степени готовы к преодолению трудностей. Отсюда определенная эмоциональная тренировка, если это можно так назвать, и как следствие большие достижения в жизни.
Юлия, неплохая теория, однако меня терзают смутные сомнения — если человек обладает большим интеллектом, обычно, он понимает причинно-следственные связи и, соответственно, понимает как и что необходимо сделать, что б получить что-то.
Хотя, опять-таки, я бы не стал ориентироваться на оценки или красный диплом — большинство всего этого основано на памяти и заучивании, а не на формировании собственного мышления, поэтому не факт, что ботаник в очках умнее троишника Федю, которому просто лень учить тот же стих наизусть.
Такой термин как «Эмоциональный интеллект» очень интересное название, надо прям запомнить. И в статье прям очень интересно все рассказывается. Имея педагогический опят могу сказать, что есть два вида отличников: те кто берет зубрежкой, и в будущем у них мало что выйдет (и они потом на самом деле пойдут торговать или трусами или носками), а есть те, кто стал отличником учась на своих ошибках и ни раз уже «обламывался» на своих ошибках, вот эти люди как раз и получают, как я узнала из вашей статьи «эмоциональный» интеллект, или опыт, который в будущем не дает опускать руки.
на мой взгляд незаурядные способности ума — это не что иное как талант, равный таланту одаренного музыканта или художника. И такие люди они нуждаются так сказать в «продюссере», который будет давать им площадку для деятельности, чтобы они погружались в свою сферу, выдавали максимальные результаты, которые уже продюссер будет нести в мир и соответсвенно зарабытвыать на них. Сами одаренные люди не могут заниматься еще и продакшеном своих результатов, в силу погруженности в свои интелект и работы с ним и в нем.
А есть люди наделенные способностями предпринимательства, тогоже продюссирования в широком смысле этого слова. Они могут и сами подняться и других поднять за счет нахождения именно сферы применения результатов интеллектуального труда. Эти люди экстраверты. они направлены вовне, тогда как люди с незаурядными мыслительными способностями направлены внутрь себя, потому что у них такая внутренняя работа происходит, которая не дает им отвлечься. Все в мире взаимосвязано.
Также хотелось бы отметить Россию за последние 20 лет. В 90-2000 года было очень сложно подняться людям с развитыми математическими или иными способностями в силу того что было время буквально физической силы, криминала, где и нужен был хитрый юркий ум. Сейчас, когда страна развивается и возраждаются научные и другие предприятия, уже появилась необходимость в незаурядных умственных способностях. Так что у наш детей все впереди
Относительно перспективы детей. Я абсолютно убежден что их воспитание должно включать развитие Эмоционального интеллекта. Вся их дальнейшая жизнь будет зависеть от того, как они будут управлять собой и как будут управлять отношениями.
Один очень умный человек А.Элдер сказал: «В школе должны в обязательном порядке преподаваться два предмета: Деньги и Отношения». Я абсолютно с ним согласен. Нужно помогать детям развивать способности Эмоционального интеллекта. Но для этого сами родители должны иметь его развитым на достаточно хорошем уровне.
Немного странное суждение, складывается такое впечатление, что достижения можно измерять исключительно денежным эквивалентом. Ан нет! Я думаю, что связи и взаимозависимости тут есть определённые, и заключаются они в том, что человек с средними способностями думает и живёт, ориентируясь на меркантильные цели. Вспоминается пирамида Маслоу. Не выходят желания таких людей за рамки и границы возможного.
Интеллект же заставляет смотреть на мир другими глазами, мир в котором существуют не только материальные ценности.
Тут дело в том, что люди углубляясь в науку, часто создают свой внутренний мир и в нем живут. То есть общения с социумом не хватает, и человек в эту сторону не развивается. Общается только с такими же углубленными в науку, а потом, после завершения обучения, встречаются другие люди, с другими интересами, они вас уже не понимают, не понимают ваших шуток.
Да согласен с данной статьей,именно эмоция иногда ключевой фактор в принятии решений и уже от этого решается дальнейшая судьба человека.
Абсолютно и полностью согласен с Fyrrion. Добавлю только — я лично знаком с несколькими людьми, не окончившими даже среднюю школу, но при этом неплохо зарабатывают (конечно, не знаниями, а исключительной а исключительной смекалкой), так что все очень относительно.
Да в жизни все относительно и не раз я в этом лично убеждался. Так уж устроен наш мир и в нем нельзя просчитать все до мелочей. Поэтому эмоция может иметь более результативный фактор, нежели интеллект.
Эмоциональный интеллект — важный фактор, но сложно оценить его влияние, как и причины. Например, возьмём фактор акселерации — результаты могут быть связаны больше с ней. Ведь акселераты, как правило, лучше учатся в школе и как результат имеют лучшую базу для вуза. Но это не значит, что у них лучше интеллект. Чем меньше период детства, тем хуже результат развития. Другой фактор — перестраховка. Интеллектуалы склонны к перестраховке, а это усредняет (а не ухудшает) их результат. Более глупые и воинственные, как правило, на пике власти (например, и в наших странах) ибо умные решили отойти в сторону — у них другие приоритеты. А жаль…
абсолютно согласна, есть еще влияние принципов человека, его порядочности.К сожалению, часто достигают много в социальном плане именно не очень порядочные люди, которые могут предать, подставить, позволить себе забыть тех, кто им помог, ради достижения, «пойти по головам». Лично знаю и таких и таких людей. И это именно цитата человека, достигшего хорошего положения без ВО, а более умные и интеллигентные так и сидят на своих невысоких должностях в зависимом положении
Екатерина, не совсем соглашусь с Вами. На низких должностях, сидят не только более умные и интеллигентные люди. Там сидят разные. И тем и другим чего-то не хватило, что бы вылезти из этих должностей. Кому-то не хватило знаний, кому-то настойчивости, кому-то инициативы и целеустремленности. А кому-то тех качеств, которые включены в понятие Эмоционального интеллекта. Кстати, последний определяет практически все, что я перечислил выше.
Дело в том, что карьера и «идти по головам» не являются синонимами.
Почему же складывается мнение, что большинство людей, которые чего-то добились подлецы?
1. Они по долгу службы должны и обязаны принимать не популярные решения. Зачастую эти решения не понятны и не приемлемы их подчиненными. Но нужно понимать, что они работают не на подчиненных, а на работодателя.
Именно он им платит заработную плату.
2. Очень часто они принимают достаточно жесткие решения, которые возможно кажутся не этичными, но абсолютно оправданы с точки зрения задач, которые перед ними стоят.
3. Эти люди умеют выстраивать отношения с руководством (опять же качество, определяемое Эмоциональным интеллектом). Поэтому, для тех, не может это делать так же эффективно они кажутся «лизоблюдами». На самом деле важный навык карьеристов-создавать комфортную обстановку для людей принимающих решения.
Никто не хочет работать с людьми неудобными. При этом, многие карьеристы умеют продвигать очень сложные предложения, не создавая негатива своего руководства.
Да, на самом деле, среди людей достигших многого встречаются негодяи и подлецы. Но их не меньше и среди тех, кто ничего особенного не достиг.
Вопрос карьеры очень сложный и неоднозначный.
Его можно и даже нужно обсуждать очень подробно.
В эпоху развитого социализма в СССР было принято понятие «социально активная позиция». Люди, обладающие такой позицией, добивались успеха в социуме. Это были комсомольские, профсоюзные активисты, которые всегда держали нос «по ветру». Я не думаю, что в их среде были только отличники, скорее наоборот.
Получается, чтобы развивать свой «Эмоциональный интеллект» необходимо само образовываться и учиться? или это врожденное
Это развиваемое качество. Изначально, конечно, у людей разный уровень Эмоционального интеллекта.
Но понимая,что именно нужно развивать и каким образом, все составляющие этого качества можно совершенствовать.
Интересная статья, интересное исследование. Я бы провел параллель между эмоциональным интеллектом и коммуникабельностью. Что то общее в этом есть. Думаю что развивается и то и другое — окружением, семьей, воспитанием.
Интересная теория,вполне согласен с ней по поводу эмоционального интеллекта,но только одно но двоишники редко добиваются успеха.Добиваются успеха люди которые умеют приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни.
Думаю тут дело немного в другом, дело не в подготовленности, дело в складе характере и самом воспитании. Отличник это не порок, а троечник это плохо — это надо понимать вполне ясно, если предположить что отличникам плохо живется в жизни, тогда зачем быть им? Не кажется такая теория каламбуром. Если подводить под эту теорию ситуацию всего мира, тогда выходит все успешные двоечники, а дворники — отличники. Нет дело не в оценках, а именно в характере и воспитании. Именно характер определяет дальнейшее человека. Именно знания могу человеку помочь найти выход из трудной ситуации, как часто и случается. Человек не имеющий знаний, скорее всего станет именно дворником, что бы стать успешным надо оправдать надежды других, а оправдать их можно только знанием и трудолюбием. Как банкир двоишник может быть банкиром? Скажу честно теория запутанная. Может и имеет основу, но думаю лишь поверхностно. То есть касаясь каких то выборочных факторов, вернее под все население эту теорию к сожалению не подвести, так как на моей жизненной практике все гораздо проще и совсем по другому. Вернее наоборот. Отличники стали людьми, плохиши так и остались плохишами. Я не emdth;lf.? я высказываю лишь свою точку зрения, основанную на моих личных заблуждения.
Речь идет ни о том, что отличникам живется плохо, а троечникам хорошо…
Мы говорим о том, что отличных результатов добиваются те люди, которые обладают развитым Эмоциональным интеллектом.
Такие люди встречаются как среди одних, так и других.
А учитывая, что существуют парадоксы, когда отличники работают на троечников можно допустить что дело ни в интеллекте, а в чем-то другом. И, возможно, этим «другим» качеством как раз и является Эмоциональный интеллект.
Безусловно эмоциональный интеллект влияет в какой то степени на достижение успеха на работе, в личных целях, дружественных взаимоотношений с другими людьми. Но это не зависит от того, каким человек был в юности заядлым троечником или занудным отличником. Если в человеке отсутствует характер, целенаправленность, уверенность в собственных силах, неумение одолевать препятствие на жизненном пути то навряд ли он сможет достичь каких либо высот.
возможно это будет нестандартный вывод но.. я пришла к такому опыту — не все решают мозги (интеллект) — все решает направление мысли и эмоциональный контроль!