Как сделать практику занятной. Игра «3 камешка».


08.11.2012

9:08 ДП

Эдуард Нелепко

Довольно часто, когда мы только начинаем тренироваться в применении языка телодвижений, наступает некоторое уныние. Часами смотреть передачи без звука, наблюдать за людьми в залах ожидания… Иногда это кажется тоскливым. Хотелось бы как-то повеселей. Именно для этого я расскажу Вам об одной игре, показавшейся мне очень интересной.

Буквально на днях закончил читать книгу моего любимого автора Бернарда Вербера «Отец наших отцов».

 

В ней он упоминает игру, которая поможет Вам развить навыки наблюдения, распознавания и интерпретации невербального поведения партнера или партнеров.

 

Будьте уверены, за внешней простотой правил кроется достаточно серьезное содержание.

 

Думаю, о самой игре никто не расскажет лучше самого автора.

 

Отрывок из книги «Энциклопедия абсолютного и относительного знания»:

 

«Эта древняя игра под разными названиями известна во многих европейских странах. Играть в нее может любое количество человек, а подсобными средствами могут служить три камешка, три спички, три обрывка бумаги, три любых одинаковых предмета. Еще одно ее достоинство — правила ее очень просты. Но чем дольше в нее играешь, тем яснее становится, что здесь можно достигнуть тонкостей покерного блефа и выработать стратегию шахматного уровня.

 

Каждый игрок берет три камешка и прячет за спиной. По сигналу игроки выбрасывают зажатые кулаки с одним, двумя, тремя камешками или вовсе пустые. Каждый затем по очереди объявляет, сколько, по его мнению, камней в игре, считая содержимое всех сжатых кулаков. Число может меняться от нуля до шести, если играют двое; от нуля до девяти, если игроков трое; от нуля до двенадцати, если их четверо, и так далее.

 

Когда игрок произносит число, другой в этом туре повторить его уже не может. Примерно так же, как при парковке, первый, кто произносит число, занимает место. Когда все назвали свои числа, игроки разжимают кулаки и считают камешки, определяя победителя. Если никто не выиграл, игра возобновляется. Если один из игроков угадал истинное число, он откладывает в сторону один из камешков и продолжает игру с двумя. И он первым называет число в следующем туре.

 

Выигрывает тот, кто угадал три раза и быстрее всех избавился от своих камешков».

 

Следующий отрывок из книги «Отец наших отцов» хорошо раскрывает эмоциональную и стратегическую стороны игры:

 

«Хозяин закусочной указал направление, в котором ушли Анж Ринзули и Софи Элюан, но когда журналисты собирались сесть в джип, то увидели, что переднее левое колесо сдулось.
Исидор Катценберг решительно вернулся в трактир и спросил, нет ли у кого шины или материала для заплаты. В ответ посыпались шутки. Всем известно, что новые шины или заплаты – редкий товар. Никто не хотел расставаться с ними ни за какие деньги.
– Я продал бы вам свою запаску, – объявил браконьер, – но не знаю, потянете ли вы мою цену.
Толстый журналист подошел к нему.
– Сколько ты хочешь?
Тот кивнул в сторону Лукреции.

 

– Девушку. Я хочу обменять свою шину на один час наедине с девушкой. Целые шины дефицит, красивые девушки тоже. Мне кажется, одно другого стоит.
Присутствующие поддержали браконьера. Кикуйу жестом показал, что считает обмен честным. Разгневанная Лукреция уже собиралась идти пешком, но Исидор удержал ее и ответил браконьеру:
– Предлагаю сыграть, а победитель получит то, что хочет.
Юная журналистка остолбенела. Ей показалось, что она ослышалась.
– Покер? Дартс? «Дерни за бороду»? – ухмыльнулся удивленный браконьер.
– Нет, «три камешка».
Торговец нахмурился. Игру в три камешка никто в закусочной «На краю света» не знал. Исидор Катценберг объяснил правила.
Игроки берут по три камешка и прячут их за спиной. По сигналу они вытягивают вперед кулак, зажав в нем один, два, три камешка или ничего. Затем каждый по очереди говорит, сколько, по его мнению, камешков в кулаках у него и его противника. Игроки разжимают кулаки и смотрят, кто прав. Если никто не угадал, игра продолжается. Если кто-то выиграл, он выбрасывает один камешек.
Выигрывает тот, кто три раза назвал правильную цифру и избавился от всех камешков.
Браконьер посмотрел на Лукрецию.
– Хорошо. Если выиграете вы, получите колесо. Если я – мне достанется девушка!
– Ни за что, – отрезала Лукреция. Раздались сальные смешки, но Исидор Катценберг согласился:
– Я считаю, что это справедливо.
– Вы с ума сошли! – воскликнула Лукреция. – Да этот тип мне и не нравится!
Браконьер наклонился к ней, провел рукой по ее волосам и сказал:
– Не называйте меня «этот тип». Уж если нам суждено познакомиться поближе, зовите меня Жорж.
– Без колеса нам придется пройти пешком многие километры, – прошептал Исидор Катценберг спутнице.
– У вас с головой не в порядке! – снова возмутилась юная журналистка. – Вы не можете меня…
– Доверьтесь мне. «Видеть, понимать, молчать».
Лукреция посмотрела на браконьера, который облизывал губы и уже искоса поглядывал на нее, представляя, как распорядится ее телом. Она взглянула в окно, увидела джунгли и подумала, что пускаться в столь долгий путь пешком неразумно. И мрачно кивнула.
– Она согласна! – объявил Исидор.
Его слова были встречены одобрительными криками. Посетители столпились вокруг игроков и начали заключать пари. Торжественно принесли три белых и три черных камешка, найденных прямо у порога заведения. Противники спрятали руки за спины и по знаку хозяина закусочной вытянули вперед сжатые кулаки.
Они смотрели друг на друга. Журналист попытался представить, сколько камешков в руке у соперника, прибавил к ним те, что были зажаты у него в руке.
– М-м-м… четыре, – объявил Исидор.
– Я могу тоже назвать четыре? – спросил Жорж.
– Нет, это как место на парковке. Первый, кто назвал цифру, занимает место. Следующий игрок должен выбрать другую.
– Хорошо. Тогда… три, – сказал браконьер.
Они разжали кулаки. Жорж угадал. В его руке был один камешек, а у Исидора два. Чрезвычайно гордясь собой, Жорж положил один камешек на стол, и игра возобновилась. Исидор сказал противнику:
– Победитель называет число первым, а тот, кто говорит первым, находится в менее выгодном положении, потому что в какой-то степени раскрывает свою игру.
Они долго пристально смотрели друг на друга, пытаясь увидеть в глазах противника цифру, которая в этот момент крутилась в его мозгу.
– Пять! – выкрикнул убийца крокодильих детенышей.
– Четыре, – отозвался толстый журналист.
Они вытянули вперед ладони: три камешка у Исидора, два – у браконьера. Итого пять. Зал поддерживал чемпиона. Очарованный игрой хозяин уже раздумывал, не устроить ли ему в трактире чемпионаты по «трем камешкам».
– Решающий тур, – объявил браконьер, кладя второй камешек на землю и плотоядно подмигивая Лукреции. – Если я выиграю, это будет твой праздник, курочка моя.
Слегка обеспокоенная девушка склонилась к Исидору:
– Я думаю, самое время использовать вашу хитрость, – шепнула она.
– Нет никакой хитрости. В этой игре жульничать невозможно.
– Что?!
Она не могла прийти в себя. Не обращая внимания на ее убийственный взгляды, Исидор объяснил:
– В этом-то и интерес игры в три камешка. Здесь нужны здравый смысл, расчет возможных ходов, телепатия, интуиция, наблюдательность, но победить может каждый. И не обязательно самый умный.
– Ну и зачем тогда вы выбрали эту игру? Оставьте ваши шутки! Скажите, в чем секрет?
– Быть может, в уверенности в себе, – прошептал Исидор.
Глаза браконьера блестели. Исидор Катценберг постарался забыть о двух проигрышах и сосредоточиться. Оба игрока думали одинаково: «Он думает, что я думаю, что он думает, что я думаю, что он сыграет вот так, а я сыграю вот так».
Они в третий раз вытянули кулаки.
– Два, – объявил довольный Жорж.
– Один, – ответил Исидор.
Они разжали кулаки. В руке браконьера был один камешек. Ладонь Исидора была пуста. Зал ахнул.
Журналист положил белый камешек перед Лукрецией. В игре осталось только три камешка. Один у Жоржа. Два у Исидора. Браконьер понял, что тому, у кого больше камешков, легче просчитать возможные комбинации. Недавний аутсайдер имел теперь больше преимуществ. Ведущий игрок должен был сделать только один удачный ход, а его противнику нужны были две победы. Браконьер зажмурился: «Он думает, что я думаю, что он думает, что я думаю, что он думает…»
Вытянулись два кулака. Мозг каждого работал на полную мощность.
– Пусто, – сказал Исидор.
Жорж удивленно поднял брови. Объявляя ноль, его противник раскрывал игру и сильно рисковал!
– Один, – ответил он, надеясь, что тот блефует.
Они одновременно разжали кулаки. Пусто…
Лукреция почувствовала некоторое облегчение.
Теперь у каждого игрока оставалось всего по одному камешку. Противники сверлили друг друга взглядами. Вид у Исидора был по-прежнему беспечный. Браконьер же внутренне предавался таким сложным расчетам, что у него трещала голова: «Он думает, что я думаю, что он думает, что я думаю, что он думает, что я думаю, что он думает, что я подумаю, что он положит…» Он взглянул на Исидора так, словно хотел прочесть его мысли.
Капли пота покрывали лоб браконьера. Он смахнул их рукой. Его глаза блестели. Каждый вспоминал, как вел себя противник во время предыдущих матчей, и пытался понять, как он себя поведет в решающей схватке.
Зрители затаили дыхание. Лукреция закусила губу. Небольшое черное насекомое ползло по спине Исидора, но он не обращал на него внимания. Комар зажужжал над ухом Жоржа и тут же поплатился жизнью за назойливость. Кто-то сплюнул на землю. Хозяин возвестил, что в прошлый раз победил Исидор и поэтому он первым называет цифру.
Исидор не торопился. Ошибиться было нельзя.
По сигналу кикуйу они вытянули руки вперед.
Время остановилось. Тишина была абсолютной. Все были так неподвижны, что казалось, это не живые люди, а фотография.
Секунды текли. И наконец…
– Пусто, – снова произнес Исидор.
Зал сдержанно вздохнул. Исидор решил рискнуть. Он объявил, что у него в кулаке ничего нет. Лицо браконьера сделалось мертвенно-бледным.
– Я… я… помогу вам поменять колесо, – сказал он. Так и не решившись произнести «один», он показал пустую ладонь и пожал руку соперника.
Лукреция бросилась на шею победителю.
– Уф, я вся вспотела! Ну и рисковали же вы – два пусто подряд!
Несколько зрителей горячо поздравляли толстого журналиста, хлопая по спине. Другие уже готовили камешки, чтобы самим начать игру.
– Играть можно втроем и даже вчетвером, – сказал Исидор. – Каждый берет по три камешка, правила те же. Только варианты ответов будут от нуля до двенадцати.
– Теперь признайтесь, как вам удалось выиграть? – спросила обрадованная Лукреция.
Ее спутник объяснил. Понимая, что рискует проиграть, он решил изменить тактику. В начале он размышлял и уступал противнику, который размышлял меньше. Следовательно, чтобы победить его, надо было не размышлять вовсе. Последний ход Исидор сделал, полностью положившись на случай.
Исидор считал, что Лукреция ничем не рисковала, поскольку, осознав простоту, но вместе с тем и тонкость игры, Жорж принялся размышлять. Таким образом, он становился более умным, а значит, и более предсказуемым.
Лукреция не была согласна с эффективностью метода, но ей пришлось признать, что он сработал.
Вокруг те, кто ставил на Жоржа, отдавали деньги тем, кто ставил на Исидора.
Браконьер принес колесо.
– Я знал, что у вас в кулаке пусто. Вы выиграли только потому, что говорили первым, – сказал Жорж, весь еще под впечатлением от произошедшего.
– Если вы знали, что я скажу, то почему же не взяли камешек? Тогда бы выиграли, – спросил Исидор.
Браконьер стал размышлять над последней фразой. А правда, почему он не взял камешек? Приятель подтолкнул его локтем, намекая, что пора идти на охоту, но крокодилы вдруг потеряли для Жоржа интерес. Его занимал теперь вопрос, почему он не взял камешек. Тогда противник сказал бы «пусто», он ответил бы «один» и выиграл девушку.
В закусочной «На краю света» партия в три камешка уже обрастала легендами. Как будто был написан маленький кусочек истории Танзании. Несколько лет спустя подробности этого маленького события будут пересказывать, преувеличивая и искажая до неузнаваемости, – каждый по-своему опишет чудовищно жирного, отвратительного журналиста в сопровождении сногсшибательной красотки. Каждый новый рассказчик будет прибавлять от себя пикантные детали. Одни будут утверждать, что во время игры белая ящерица взобралась на плечо репортера и подсказывала ему, другие – что души обоих игроков покинули тела и вступили над столом в невидимую схватку.
Во всяком случае, в последующие дни игра в три камешка сделалась чрезвычайно популярной. Многие считали, что эта простая на первый взгляд игра на самом деле сложнее шахмат, так как в ней важную роль играет психология. Возможностей блефовать тут больше, чем в покере, поскольку не надо даже ставить деньги – все решают глаза и ум. И она тоньше, чем японская игра «го», так как ведется резкими, прямыми ходами.
А Лукреция и Исидор были уже далеко».

 

Попробуйте, поиграйте.

 

В процессе игры я сделал для себя несколько выводов:

 

-Настоящая игра только начинается, когда у одного из игроков остается один камень. Именно тут и кроются ключи к пониманию Вашего партнера. Не стоит пытаться определить, как ведет себя Ваш партнер, когда у него 3 камня в руке или 2 или 1. Момент для сканирования: ОДИН- НЕТ. Не знаю, может мой уровень не достиг необходимых высот, но я разницы в ситуации, когда у партнера остается более 1 камня, реально не увидел. Один камень или пусто-это и есть ключевой момент в невербальной оценке, на который стоит обратить внимание. Нужно обращать внимание на тонкие моменты партнера: смотрите на степень сжатия кулака, на покачивание стопой, положение большего пальца на кулаке, степень выраженности эмоций. Если партнер все время улыбается, обратите внимание, как он улыбается в одном и в другом случае;

 

-Очень сложно распознать сигналы Вашего партнера, если игра осуществляется в «холостую», т.е. без ставок. В этой ситуации партнер чувствует себя спокойно и практически ничего не выражает.  Добавьте азарта в игру. Нет, я не призываю Вас играть на деньги. Вы можете решать таким образом обычные бытовые споры, устанавливайте какие-то задания проигравшему и т.д. Как только ставки повысятся, Вы увидите, как сильно измениться эмоциональная составляющая игры, и Ваш партнер будет «искрить» невербальными сигналами;

 

-Как только ставки повысятся, Вы поймете, как сложно становится сделать адекватную оценку (т.е. определить наличие или отсутствие камней в руке у Вашего партнера, ближе к концу игры). Это происходит потому, что ставки повысились не только для него, но и для Вас тоже. Не опираясь на четкие невербальные факты, Ваш мозг будет метаться в догадках. А найти их и правильно оценить будет достаточно сложно-Вы ведь можете волноваться еще больше. Все как в жизни;

 

-В любом случае, для того, что бы увидеть какие-то различия, Вам нужно проиграть. Не бойтесь этого. Ведь для Вас это просто тренировка или даже забава;

 

Если Вы проигрываете часто, не стоит заморачиваться. Обыграть Вас могут по ряду причин:

 

-Ваш партнер использует логику, а Вы лишь наблюдаете. Вы заметите, что и наблюдать и думать логически довольно трудно, но не невозможно. Это будет развиваться с навыком;

 

-возможно, Ваше лицо или Ваши жесты выдают Вас с головой в большей степени, чем Вашего партнера, даже если он не тренируется в теме невербальной коммуникации;

 

-возможно, Ваш партнер от природы обладает большими способностями в невербальной детекции, чем Вы;

 

-возможно, Ваш партнер по игре женщина. У женщин невербальный интеллект изначально на много выше.

 

Попробуйте. Вам точно понравиться. Это как минимум.

 

И делитесь опытом. Думаю, многим это будет интересно.

 


Комментарии:

Комментарии к записи "Как сделать практику занятной. Игра «3 камешка»."

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Получайте новости блога по E-Mail

Enter your email address:

Delivered by FeedBurner