Манипуляция в общении. Прием “Перевесить обезьян”
29.11.2016
20:39 ПП
Эдуард Нелепко
Я не знаю, откуда взялось название этого приема, но в бизнесе его употребляют довольно часто.
Под “перевешиванием обезьян” понимается перекидывание проблемы и ответственности за нее одним человеком на другого.
Суть в том, что манипулятор вполне может решить проблему самостоятельно или посоветовавшись с кем-то, но это требует усилий, которые прилагать он не очень-то и хочет. Он понимает, что проще скинуть эту проблему на кого-то, чем решать ее самому.
Очень вероятно, что если он обратиться к человеку прямо и открыто с просьбой взяться за эту ситуацию, то скорее-всего получит отказ.
Следовательно, он должен “подготовить почву” и поэтому, он играет на сочувствии, самолюбии и других качествах.
Ну например…
Один коллега просит другого помочь ему составить пару слайдов для презентации.
“Слушай, я че-то никогда раньше это не делал. Сможешь посмотреть? Все как-то криво получается… Говорят, ты делаешь лучшие презентации”.
Его коллега соглашается посмотреть и объяснить как нужно сделать. Но манипулятор, начинает “включать дурака”, тупить, показывать как ему тяжело понять то, что ему объясняют.
В результате: либо помогающий сдается и предлагает взять полностью эти два слайда на себя, либо манипулятор “продавливает” его дальше:
“Че-то я вообще не догоняю… Не понимаю, как у тебя получается все так легко и просто. Чувствую засяду я тут на два дня с этими слайдами”.
Коллега: “Да че тут сидеть-то. Работы на полчаса”.
Манипулятор: “Слушай, ну может поможешь мне. С твоим опытом, похоже, тебе вообще тут работы на 15 минут максимум… А мне тут неделю потерять…”
В результате коллега соглашается помочь, взяв эти слайды на себя, а манипулятору остается только контролировать процесс периодически задавая вопросы типы “Ну что? Получается что-то с моими слайдами?”.
Наиболее распространенной ситуацией является “перевешивание обезьян” подчиненным на руководителя.
Как это происходит. Ну… например.
Подчиненный обращается к руководителю:
“Этот клиент просто не вменяемый. Он не хочет меня слушать. Я думаю, Вам нужно обязательно с ним пообщаться. Я уверен, что он совсем по-другому отнесется к Вашим словам, ведь, у Вас другой статус. Он будет воспринимать Вас более серьезно. И с Вашим опытом работы с клиентами, я думаю Вы разрулите ситуацию без проблем”.
Если руководитель соглашается, то подчиненному остается только периодически “стимулировать” руководителя, косвенно напоминая ему как Важно решить вопрос и почему не стоит с ним затягивать.
Руководитель же, попавшись, на этот крючок будет долго сидеть на нем, даже если эта задача будет для него не самой приоритетной и он будет перегружен другими вопросами.
Он не сможет отказаться от нее, т.к. не захочет что бы это выглядело, как его не компетентность, его не способность или страх в решении проблем.