Сигналы использования мобильного телефона.


08.11.2012

17:32 ПП

Эдуард Нелепко

Друзья!

В книге Джо Наварро «Громче слов. Как понять невербальные сигналы» натолкнулся на очень интересную мысль: «В последнее время появился новый защитный жест: проверять телефон или карманный компьютер. Это позволяет произвести одновременно впечатление занятого человека и защититься от потенциальной опасности».

И ведь действительно, с развитием технологий жесты с использованием телефонов, смартфонов, ноутбуков и т.д. встречаются все чаще и чаще. И их уже нельзя игнорировать, т.к. они начинают составлять достаточно большую часть в нашей коммуникации.

Относительно использования сотового телефона. Недавно в качестве соискателя я присутствовал в центре отбора кандидатов на позицию в одной компании. Нас было 6 человек, мы находились в одной комнате, и все мы были конкурентами. В самом начале процесса, когда люди только начали собираться, «лед еще не был растоплен» и максимум мужества на которое нас всех хватило это познакомиться друг с другом по имени. Что произошло потом? Все уткнулись в свои сотовые телефоны. Кто-то писал СМС, кто-то что-то просматривал, кто-то делал звонки, кто-то даже отворачивался. Очевидно, что никто ничем срочным не был занят, т.к. весь этот день кандидаты должны были посвятить центру оценки. Ничего срочного у всех сразу происходить просто не могло. Интересно было за всем этим наблюдать. И что я заметил на себе. У меня так же появился дикий соблазн достать телефон. Очень тяжело демонстрировать открытую позицию, когда все остальные «отгораживаются».

Такой же жест я часто встречаю в лифте. Теперь это стало лучшим способом избежать контакта, особенно если в лифте с тобой едет незнакомая соседка. Очень часто я вижу , что кто-то достает телефон, как только вошел в лифт. Вопрос: зачем? В лифте нет связи-смс отправить нельзя, музыку в проигрывателе менять нет смысла-через 10 секунд ты войдешь в квартиру и вообще уберешь телефон и вынешь наушники. Однозначно, это подтверждает «защитную» теорию.

Теперь к практике. Достаточно часто встречается такое поведение на переговорах или на собеседовании, при приеме на работу. Что оно может обозначать?

Что бы это понять, нужно смотреть и на контекст и на роли.

На переговорах могут присутствовать со стороны оппонента несколько человек. Например, один из них принимает активное участие, другой пассивное. При приеме на работу это может быть Ваш потенциальный руководитель и начальник или сотрудник службы персонала. В этом случае важно отдавать отчет: кто именно начинает увлекаться сотовым телефоном.

Допустим, это сотрудник персонала или любое другое лицо, участвующее в переговорах пассивно, т.е. играющее вторую роль. Скорее всего его пригласили для того, что бы потом было с кем обменяться мнением.

Его поведение может означать несколько моментов:

-ему уже все понятно и процесс ему порядком надоел;

-ему просто скучно, но не конкретно по Вашему поводу, а в целом, он не видит смысла в своем присутствии;

-он совмещает пассивное слушание с развлечением. Он все слышит, но для него абсолютно не важно активно участвовать в процессе.

Но так или иначе этого участника нельзя списывать со счетов, он может оказаться лицом очень сильно влияющим на принятие решений.

Для того чтобы оценить ситуацию и понять, что нужно делать, задайте себе несколько вопросов:

Это поведение или другие признаки скуки или защиты появились сразу в начале беседы?

Если ДА, то возможно:

А. собеседник с самого начала хочет быть в другом месте;

Б. он уже сделал свои выводы, и не видит смысла своего дальнейшего участия в процессе. Возможно, это сотрудник персонала, с которым Вы уже общались, или у него есть уже кандидат на данную позицию, а Вы, по его мнению, присутствуете в качестве статиста.

Чтобы сделать вывод относительно пунктов А и Б, задайте ему несколько вопросов, посмотрите, как он реагирует на Вас лично. Если Вы ему абсолютно не интересны, Вы поймете это достаточно быстро.

Если НЕТ, подумайте над следующим:

А. Появились ли признаки разово и неожиданно и после этого сразу прекратились. Если так, то, возможно, его просто реально отвлекли СМС, или письмо в электронной почте, которое он ждал.

Б. «Игра» с телефоном или компьютером, или другие признаки скуки нарастали постепенно, то, скорее всего, он устал от этого разговора или на продолжение сотрудничества с Вами он смотрит скептически.

Если признаки скуки появились и нарастали постепенно, то:

А. Скорее всего, этот участник уже сделал свои выводы. Они могут быть как положительные, так и отрицательные, для этого смотрите на другие сигналы. Возможно, он просто считает, что разговор уже затянулся. Если сигналы в целом позитивные-он на Вашей стороне. Если нет-см. пункт ниже;

Б. он смотрит на Вас, как на кандидата или партнера негативно. Вы что-то сказали или сделали такое, что ему крайне не понравилось. В этом случае, вернитесь к теме, которую обсуждали до этого, и проговорите ее еще раз. Для Вас критично найти «поворотную» точку.

Но может быть и еще один вариант. Собеседник, занимающий пассивную роль на протяжении всей беседы, играет с телефоном или компьютером, но периодически подбрасывает Вам вопросы. Тут все просто: он понимает свою вторую роль, процесс не требует его концентрации и он пытается совместить приятное с полезным. Это совершенно нормально. Такое бывает достаточно часто.

Теперь со вторым участником. Тут все проще, особенно, если этот участник изначально играет «первую скрипку» на встрече:

А. Если он с самого начала демонстрирует «игру» с сотовым телефоном или компьютером или другие признаки отсутствия интереса, а «игра» с телефоном стала вершиной-ему с самого начала эта встреча не нужна. И он, просто «делает» Вам одолжение. Либо, он намеренно демонстрирует отсутствие интереса к общению, чтобы сбить Вашу цену, потребовать больших скидок (если встреча связана с продажами) и т.д. В этом случае, он чувствует себя королем положения и просто манипулирует Вами. Подумайте, если бы встреча с Вами (если это переговорный процесс) ему была бы совершенно не интересна с самого начала, он либо совсем отказался от нее, либо попросил бы Вас сбросить Ваше предложение почтой. Но совершенно однозначно те ситуации, которые не связаны с попыткой улучшить торговые условия и выбить для себя какие-то «бенефиты», будут означать отсутствие интереса к этой встрече или к Вам лично.

 

Б. Если поведение появилось разово или несколько раз, но он каждый раз возвращается к диалогу-его реально просто отвлекают. Он пытается совмещать полезное с полезным.

В. Если поведение появилось резко или с какого-то момента начало нарастать, то совершенно очевидно, что по отношению к Вам все пошло не так после какого-то Вашего ответа или действия. Ваш собеседник просто хочет закончить этот разговор. Найдите точку «Х» и попробуйте обсудить вопрос снова. Этот момент оказался поворотным.

Использование сотовых телефонов или компьютеров дает нам хорошую возможность, что бы увидеть защитное поведение или признаки скуки, которые часто можно упустить. Если Вы проявите вовремя инициативу и «разрядите» обстановку, то сможете набрать баллы как в глазах конкретного человека или группы, так и в глазах наблюдателей, а так же будете иметь шанс исправить ситуацию, если были допущены какие-то ошибки.

Будьте внимательны и действуйте интерактивно, опираясь на основные возможные варианты, которые я описал выше.

С уважением,
Нелепко Эдуард

P.S.Буду крайне признателен, если напишите в комментариях или мне в личку с какими еще знаками телефонов, смартфонов или ноутбуков Вам приходиться сталкиваться.


Комментарии:

Комментарии к записи "Сигналы использования мобильного телефона."

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Получайте новости блога по E-Mail

Enter your email address:

Delivered by FeedBurner